Специалисты детского психологического центра «АРТ» оказывают комплексную психологическую помощь детям в возрасте от 3 до 18 лет.


Описание изображения
Описание изображения
*В данном разделе можно ознакомиться с особенностями развития ребенка в определенном возрасте.

В девятом классе завершается обучение ребенка в средней общеобразовательной школе.


Основная задача, которая стоит перед учащимися девятого класса, – принятие решения о характере дальнейшего образования. Школьник должен либо выбрать форму завершения среднего образования (продолжить обучение в своей школе, поступить в другую, в колледж и т.п.), либо вовсе отказаться от его продолжения. Именно вопрос самоопределения становится важнейшим для учащихся девятых классов и их родителей.

Повышается уровень требований педагогов к девятиклассникам – появляются новые предметы, происходит углубление в содержание уже знакомых дисциплин. Другими словами – учиться становится сложнее.

Кроме того, именно в конце девятого класса школьники сдают первые серьезные экзамены, от которых зависит их будущее: смогут ли они остаться в своей школе, в какой класс попадут в следующем году. Из-за этого у многих школьников возрастают напряженность и тревожность, препятствующие успешному обучению. Ребенок может перестать справляться с нагрузкой и полностью потерять желание учиться. Важно вовремя это заметить.

Подростки уходят в свой внутренний мир или в общение со сверстниками, не реагируют на замечания, остаются равнодушными к плохим отметкам, не пытаются «подтянуться» и исправить положение. В таком случае надо помочь старшеклассникам понять, ради чего они учатся в девятом классе. Общие слова о пользе знаний на них не действуют, учиться ради оценки давно неинтересно.

Девятикласснику необходимо ответить на вопрос: «Зачем мне лично в дальнейшем могут понадобиться знания? Каким будущим жизненным целям отвечает получение образования?» Это может быть или намерение поступить в институт, или желание накопить минимальные сведения для освоения в будущем какой-нибудь специальности, или стремление к самосовершенствованию и самоуважению, или даже просто любовь к интеллектуальным играм.

Учащийся может принять решение уйти из школы после девятого класса. Сам по себе этот выбор не должен оцениваться взрослыми отрицательно. Для кого-то он единственно верный в жизни.

Но часто нежелание продолжать образование связано с определенными личностными проблемами. Так, это может быть низкая оценка своих способностей.  Часто старшеклассники мало заботятся о своих жизненных перспективах, не верят в собственные силы и не понимают, какое значение имеет их выбор для всей будущей жизни. Такие дети обычно плохо учатся, демонстрируют отсутствие интереса к внешкольным занятиям и всем своим поведением показывают, что им от взрослых нужно только одно – чтобы их наконец-то оставили в покое.

Обычно подобное отношение к себе формируется задолго до того, как ребенок поступает в девятый класс, поэтому исправить создавшееся положение весьма затруднительно.

Иногда девятиклассники мечтают прекратить обучение из-за того, что у них не складываются отношения в классе. Они не любят об этом говорить со взрослыми.

Другие девятиклассники самостоятельно принимают твердое решение уйти из общеобразовательной школы и получить среднее специальное образование. Если школьник может высказать убедительные аргументы в пользу своего выбора, вмешиваться не стоит. Однако если в ответ на вопрос: «Почему именно эта специальность?» — родители получают невразумительные доводы или слышат раздраженные отговорки, нужно помочь ребенку сформулировать жизненные цели и обсудить, как двигаться к их достижению

Некоторые девятиклассники принимают решение продолжать обучение в общеобразовательной школе и поступать впоследствии в высшее учебное заведение. Этим детям также необходимо помочь правильно оценить свои способности и наметить план для достижения поставленной профессиональной цели.

Родителям нужно понимать, что совмещать обучение в общеобразовательной школе с подготовкой к поступлению в вуз сложно. Это не означает, что ребенок не должен участвовать в семейных делах и освобождаться от выполнения своих обязанностей по дому, однако он должен чувствовать, что взрослые одобряют его решение и не изменят своего отношения к нему в случае провала.

Нередко подростки опираются не на свое мнение, а на выбор товарищей. Обычно они честно об этом говорят, не считая нужным скрывать мотивы своего решения, ведь в этом возрасте мнение сверстников преобладает над мнением всех взрослых, вместе взятых.

Построение жизненных планов и перспектив – важнейшая задача развития на данном возрастном этапе. Именно сейчас школьнику необходимо «задумать» свое будущее (используя термины психологии – построить целостный замысел жизни), и важнейший шаг здесь – выбрать ту или иную форму завершения среднего образования.

Елена КРАВЦОВА,

научный сотрудник Московского городского психолого-педагогического института