МИНЗДРАВ О РЕЖИМЕ ДНЯ 

Вот как должен строиться день ребенка – первоклассника. 

Подъем: 

Поскольку занятия начинаются в школах в основном в 8-30, ребенок должен встать не позднее 7 часов. До завтрака нужно застелить постель (ребенок должен это делать сам, а не родители), сделать гимнастику, умыться, причесаться, а детям этого возраста свойственна медлительность. 

На гимнастику нужно обратить особое внимание.

Рекомендуем начать день с утренней зарядки, которая облегчает переход от сна к бодрствованию, позволит организму активно включиться в работу. Предпочтительнее такие упражнения, которые воздействуют на разные группы мышц. Желательно включить нагрузку на туловище, мышцы рук, ног, брюшного пресса и спины; упражнения на гибкость позвоночника и подвижность тазобедренных суставов. Выполнять их надо в определенной последовательности: вначале потягивания, затем упражнения для рук и плечевого пояса, затем туловища и ног. Заканчивают зарядку прыжками и бегом, после чего делают упражнения, успокаивающие дыхание. Продолжительность зарядки в зависимости от возраста от 10 до 30 минут. Упражнения постепенно усложняются, ускоряется и темп движений.

Комплексы упражнений желательно менять каждые 7-10 дней. Обязательным является обеспечение притока свежего воздуха на момент занятий.

Зарядка помогает преодолевать сонливость, почувствовать себя бодрее. Наблюдения показывают, что дети, которые по утрам не выполняют физических упражнений, на первых уроках менее активны, медленнее включаются в общий ритм занятий.

Нет лучшего помощника в зарядке, чем рядом занимающийся папа!

Невозможно оставить ребенку обед и надеяться, что тот сам скушает его в срок. Каждый шаг рядом с ребенком должен вначале совершаться кем – то из взрослых. Во – вторых, все правила распорядка должны соблюдаться вместе взятые. Невозможно поднять ребенка на зарядку, если вечером он лег в 22-30 после просмотра фильма ужасов. В третьих, ничто так не нарушает распорядок, как время, когда нечем заняться. До определенного возраста любящие родители, ложась спать, должны думать, все ли они сделали для ребенка сегодня и как организовать его завтра.

Водные процедуры

После утренней зарядки ребенка ждут водные процедуры. Детям школьного возраста после каждой физической тренировки надо принимать комфортный душ. Постепенно температуру снижают с 30 до 20-15 градусов в конце. Это хорошая закаливающая процедура. Возможен контрастный душ с чередованием теплого и прохладного потока воды. Ничто так не прогоняет сон, как утреннее умывание холодной водой. Необходим и ежедневный душ в послеобеденное время, особенно в жаркое время года. Добавив к этому посещение бассейна 2-3 раза в неделю, мы полностью реализуем потребность ребенка.

Большое внимание нужно уделить режиму питания, регулярному приему пищи в строго установленное время – через 3-4 часа (4-5 раз в сутки). У тех, кто ест всегда в определенное время, вырабатывается условный рефлекс на время, т.е. при приближении определенного часа появляется аппетит, начинается выделение пищеварительных соков, что облегчает переваривание пищи.

Беспорядочный прием пищи ведет к тому, что не происходит необходимой подготовки желудочно – кишечного аппарата к этим приемам пищи, хуже усваиваются питательные вещества, теряется аппетит. Особенно портит аппетит беспорядочная еда сладостей и сахара.

Прием пищи

Завтрак обязательно должен быть горячим и довольно плотным, составлять четверть от суточной потребности ребенка. Прием пищи должен проходить в тихой, спокойной и доброжелательной обстановке. Не разрешайте детям во время еды читать книги и разговаривать. Второй завтрак ребенок получит в школе. Он должен составлять 10-15% суточной калорийности. Обед – 40%, ужин – 20-25%. Последний должен быть более мягким, чем завтрак. Это могут быть каши, творог, кефир, а также овощи и фрукты.

Для детей 7-10 лет суточная калорийность должна составлять 2300 ккал. Обед около 13-14 часов ужин — не позднее 19-30. Приверженность к режиму в еде обеспечит семейный прием пищи, достаточное разнообразие блюд и отсутствие перекусов.

Наш организм нуждается в поступлении пищи в определенном ритме. Существует суточный ритм выделения пищеварительных соков и активности ферментов. С полной уверенностью можно говорить о том, «что человек – это не только то, что он ест, но и когда он ест». Дети, приученные есть в одно и то же время, реже страдают плохим аппетитом или его отсутствием. Пища усваивается наилучшим образом, оказывается более полезной и даже кажется вкуснее.

Для правильного роста и развития ребенка необходимо достаточно калорийное питание, полноценное по содержанию белков, жиров углеводов, минеральных солей и витаминов.

Завтрак предшествует учебе, которая требует от ребенка усиленного расхода энергии. Желательно, чтобы завтрак включал закуску, горячее блюдо, горячий напиток. В качестве закуски можно использовать сыр, салаты из свежих овощей и фруктов. Горячее блюдо – крупяное (молочно – крупяное), яичное, творожное, мясное, грибное.

В завтрак широко используют молочные каши. Можно также предложить пудинги, запеканки, оладьи, омлет. Их можно чередовать с овощными блюдами – овощное рагу, тушенная капуста, свекла, морковь и т.д.

В качестве основного горячего блюда может быть использована рыба (припущенная, отварная, запеченная с овощами). При приготовлении крупяных гарниров рекомендуется использовать разные крупы, но не более одного крупяного блюда в день. В качестве горячего напитка рекомендуется чай, чай с молоком, компот, какао.

Обед включает закуску (салаты, сельдь, винегрет, первое и второе блюдо). Первое блюдо – суп (мясной, рыбный или вегетарианский), является сильным стимулятором выделения желудочного сока и, следовательно, способствует лучшему перевариванию и усвоению пищи.Второе блюдо – обычно мясо или рыба с гарниром (овощным, крупяным). Хлеб ржаной. Сладкое (кисель, компот, фрукты, ягоды, напитки витаминизированные). 

Послеобеденный отдых составляет около 1-1.5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора. Это время слабые и часто болеющие дети должны уделять сну. 

Подготовка уроков: период с 15 до 16-ти часов, соответствующий физиологическому ритму наилучшего усвоения информации. Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее тяжелых предметов, переходя к более сложным. Обучение должно быть в случае отсутствия домашнего задания направлено на закрепление школьных знаний. Максимальная продолжительность периода работоспособности составляет 30-40 минут, после чего следует проводить 15 минутные перерывы с физкульминуткой под музыку.

Перерывы между учебными занятиями в школе и началом приготовления уроков дома должен быть не менее 2,5 часов. Большую часть этого перерыва школьникам необходимо гулять или играть на открытом воздухе.

Интервалы между приемами пищи у ребенка 6-7 лет должны быть не более 3-4 часов. Если обед у вашего первоклассника был в 13-00, 13-30, то примерно в 16:30 – время полдника. В этот прием пищи целесообразно включить фрукты, соки, молочные продукты (молоко, кефир, йогурт). Большое значение для возбуждения аппетита имеет обстановка, в которой происходит прием пищи. Вид стола с аккуратно расставленными тарелками и приборами, запах вкусно приготовленной пищи возбуждают аппетит, вызывая так называемую психическую фазу выделения пищеварительных соков.

Нужно приучить школьника мыть руки перед каждым приемом пищи, есть не спеша, не разговаривая, не читая во время еды. Регулярный прием полноценной пищи при соблюдении всех гигиенических правил является залогом здоровья.

Дорога в школу, если идти не торопясь, в течении 15-20 минут, может стать прекрасной прогулкой. По возможности выберите маршрут подальше от проезжей части.

Если вы не оставляете ребенка в группе продленного дня и забираете его из школы после занятий, то очень важно помочь ему организовать вторую половину дня. Вернувшись из школы, ребенок должен пообедать и обязательно отдохнуть.

Учащимся, занимающимся в первую смену, начинать готовить домашние задания можно не раньше, чем в 16-17 часов. Для учащихся второй смены на подготовку домашних заданий следует отвести время, начиная с 8:00-8:30 часов утра; нельзя допускать, чтобы они готовили уроки вечером после возвращения из школы, так как работоспособность к концу дня понижается.

Для школьников младшего, среднего и старшего возраста, исходя из возрастных особенностей их центральной нервной системы, устанавливается определенная продолжительность учебных занятий в школе. На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников младших классов нужно отвести 1,5-2 часа, средних – 2-3 часа, старших 3-4 часа.

При такой длительности выполнения домашних заданий, как показали специальные исследования, дети все время работают внимательно, сосредоточенно и к концу занятий остаются бодрыми, жизнерадостными; сколько – нибудь заметных признаков утомления не отмечается.

Если же приготовление домашних заданий затягивается, то учебный материал плохо усваивается, детям приходится многократно перечитывать одно и тоже, чтобы понять смысл, в письменных работах они делают много ошибок.

Утренние часы – это часы наиболее высокой работоспособности организма, поэтому в режиме дня они отводятся на наиболее трудные виды деятельности. Начиная с 7-летнего возраста, основным видом деятельности становятся учебные занятия. Учебные занятия в школе для учащихся 7-10 лет необходимо ограничивать 4 уроками. Каждые 40 минут учебной работы чередуются с перерывом – отдыхом (что есть и у нас в школе). Между учебными занятиями и приготовлением уроков предусматривается 2-3 часовой перерыв, значительную часть которого дети должны проводить на свежем воздухе.

Помимо зарядки к физическому воспитанию относят игры на свежем воздухе. Лучшими считаются подвижные игры, а также занятия спортом. В игре совершенствуются двигательные навыки ребенка, повышается его эмоциональный тонус. Кроме того, подвижные игры дают хороший оздоровительный эффект. Обратите внимание на плавание, лыжный спорт, велоспорт и другие секции в зависимости от склонностей ребенка. Хорошо дисциплинируют командные игры: волейбол, баскетбол, футбол. Не забывайте о танцах. Не игнорируйте и занятия лечебной физкультурой в школе, если доктор считает их необходимыми.

Родители должны поощрять желание среднего или старшего возраста заниматься спортом в одной из спортивных секций при школах, или при юношеских спортивных школах. Эти занятия делают школьника крепким, выносливым и оказывают положительное влияние на его работоспособность и успеваемость.

Крупнейшим русским ученым И.М. Сеченовым было доказано, что лучшим отдыхом является не полной покой, а так называемый активный отдых, т.е. смена одного вида деятельности другим. При умственном труде возникает возбуждение в работающих клетках коры головного мозга; в то же время другие клетки головного мозга находятся в состоянии торможения – они отдыхают. Переход на другой вид деятельности, например, движения, вызывает возникновения возбуждения в ранее неработавших клетках, а в работавших клетках возникает и усиливается тормозной процесс, во время которого клетки отдыхают, восстанавливаются.

Односторонняя умственная сидячая работа школьников не создает условий для полноценного физического развития и здоровья. Смена умственного труда физическим, в котором весь организм ребенка или его части вовлекаются в движение, способствует быстрому восстановлению работоспособности. Наилучшим активным отдыхом для школьника является подвижная деятельность, особенно на воздухе. Пребывание детей на открытом воздухе имеет большое оздоровительное значение.Свежий, чистый воздух укрепляет организм школьника, улучшает процессы обмена веществ, деятельность сердечно – сосудистой системы и органов дыхания, повышает его сопротивляемость к инфекциям. Лучшими видами подвижной деятельности, быстро рассеивающими усталость и утомление, являются движения, избранные самими детьми, совершаемые ими с удовольствием, радостью, эмоциональным подъемом. Такими движениями являются подвижные игры и спортивные развлечения (в теплое время года – игры с мычом, прыгалкой, городки и тд\; зимой – катание на санках, коньках, ходьба на лыжах).

Прогулки на свежем воздухе

Для роста и развития организма ребенка необходим чистый, свежий воздух. Большое значение он имеет для повышения умственной работоспособности, улучшения работы мозга и сохранения бодрости. Поэтому перед занятиями, а так же во время 10-минутных перерывов нужно проветривать комнату, а в теплое время года следует заниматься при открытой форточке или при открытом окне. Другим важным условием для занятий является достаточное освещение рабочего места, как естественное, так и искусственное, так как выполнение домашних заданий (чтение, письмо) связанное с большим напряжением зрения. Свет из окна или от лампы должен падать на учебники (тетради) слева от сидящего ученика, чтобы не падала тень от руки.

Для подвижных игр на открытом воздухе учащимся первой смены нужно отводить время после обеда до начала приготовления домашних уроков, а учащимся второй смены – после приготовления домашних уроков до ухода в школу. Общая продолжительность пребывания на открытом воздухе, включая дорогу в школу, должна составлять для младших школьников не менее 3-3,5 часов, для старших не менее 2-2,5 часов.

Подвижным играм, спортивным развлечениям на воздухе следует уделять больше времени в выходные дни, сочетая их с прогулками за город, в лес, с экскурсиями. Многие родители неправильно думают, что вместо игр на открытом воздухе детям лучше заняться чтением художественной литературы или выполнением работ по хозяйству. Им следует напомнить старое педагогическое правило: «Характер детей образуется не столько в классной комнате за партой, сколько на лужайке, в подвижных играх».

В режиме дня школьника следует выделить время и для свободно избранной творческой деятельности, такой как конструирование, рисование, лепка, музыка, чтение художественной литературы. На это в течение дня для младших школьников надо 1-1,5 часа, а старшим – 1,5-2,5 часов.

Сон

День школьника должен завершаться вечерним туалетом и последующим сном. На вечерний туалет отводится не более 30 минут. За это время школьник должен привести в порядок школьную форму и обувь. Затем нужно умыться, почистить зубы, вымыть ноги водой комнатной температуры.

К вечеру, после напряженных часов бодрствования и восприятия множества раздражений из внешнего мира, в коре головного мозга быстрее возникает тормозной процесс, который легко распространяется на другие участки нервной системы, обусловливая сон.

Это торможение называют охранительным, так как оно охраняет нервную систему от чрезмерной работы, от истощения. Как уже говорилось, чем младше ребенок, тем его нервная система обладает меньшей выносливостью к внешним раздражителям и тем больше его потребностей во сне.

Так, общая продолжительность сна для 7- летних школьников должна составлять 12 чесов в сутки, из которых один час отводить на послеобеденный сон. Продолжительность сна для детей 8-9 лет составлять 10,5-11 часов, для 10-11 летних детей – 10 часов, для 12-15 летних детей и учащихся старшего возраста – 8,5-9 часов. Ночной сон является продолжительным отдыхом, устраняющим то утомление, которое появляется к концу дня, и восстанавливающим силы организма.

В нервных клетках под влиянием тормозного процесса усиливаются процессы восстановления. Клетки опять получают способность воспринимать раздражения из внешней среды и давать на них соответствующую реакцию. Недосыпание вредно сказывается на нервной системе школьников и ведет к снижению работоспособности.

Школьника следует приучать всегда в одно и тоже время ложится спать и в одно и тоже время вставать, тогда его нервная система приучается к определенному ритму работы и отдыха. Тогда школьник легко и быстро будет засыпать и быстро пробуждаться в определенный час.

Учащиеся, как первой, так и второй смены должны вставать в 7 часов утра и ложиться в 20:30 -21:00 часов, а старшие – в 22 часа, но не позднее 22:30часов.

Полноценность сна определяется не только его продолжительностью, но и глубиной. Сон достаточной продолжительности, но не глубокий, со сновидениями, разговором во сне не дает полного отдыха. Чтобы сон ребенка был глубоким, необходимо, чтобы перед сном школьник не занимался шумными играми, спорами, рассказами, вызывающими сильные переживания, так как это мешает быстрому засыпанию и нарушает глубину сна. Глубокому сну препятствуют также внешние раздражители: разговоры, свет и т.д.

Пребывание в школе, особенно в первые месяцы, когда ребенок еще только адаптируется к новому окружению и новым требованиям, весьма утомительно. Специальными исследованиями установлено, что достаточно большая часть первоклассников – 37,5% — заканчивают учебный день с признаками сильного утомления, а среди посещающих школы с углубленным изучением предметов, гимназии, количество таких детей достигает 40%. Еще больше детей – от 68 до 75% — у которых непривычные школьные нагрузки, недосыпание проявляются в неврозоподобных реакциях (нарушение сна, страх перед школой) Вывод напрашивается сам: учебу необходимо чередовать с полноценным отдыхом.

Утомление – закономерный результат любой работы и не должно на испугать. А вот его накопление, кумуляция, чревато неприятностями. Прекрасным отдыхом и хорошим способом восстановления сил служит дневной сон. Детей, которые испытывают такую потребность, в первую очередь ослабленных, недавно перенесших болезнь, привыкших спать днем, не стоит лишать такой возможности. А если речь идет о первоклассниках – шестилетках, то врачи настаивают на обязательной организации дневного сна для тех из них, кто остается в группе продленного дня. Другой способ восстановления сил – прогулки на свежем воздухе, желательно с подвижными играми.

Важно помнить, что нет и не может быть универсального режима дня для всех детей. Распорядок дня ребенка должен обязательно учитывать его индивидуальные особенности и иметь некий «люфт», то есть запас времени в соблюдении режимных моментов. Помощником Вам и Вашему ребенку в нелегком 11- летнем марафоне может и должен быть правильно организованный режим дня школьника. 

Режим дня ребенка — школьника начальных классов.  

Начало школьной биографии меняет привычный уклад жизни малыша. Первый год учебы в школе – самый трудный: появляются новые обязанности, заботы. И ко всему нужно приспособиться, привыкнуть.

И писать, и рисовать на первых порах тоже нелегко, потому что мышцы кисти, участвующие в этих процессах, еще не полностью развиты.

К этим трудностям, объединяющимся в особенности физиологического развития, в последние годы прибавились и другие, связанные с восприятием новой, более сложной программы.

Чтобы организм ребенка справился с предъявляемой нагрузкой, чтобы обучение шло успешно, а не в ущерб здоровью, необходимо рационально организовать быт школьника, до мельчайших деталей продумав распорядок дня. 

Режим дня – это не просто медицинское понятие… Это состояние здоровья школьника, его физическое развитие, работоспособность, успеваемость в школе.

В основе правильно организованного режима школьника лежит определенный ритм, строгое чередование отдельных элементов режима. При выполнении в определенной последовательности, в одно и тоже время отдельных элементов, в центральной нервной системе создаются сложные связи, облегчающие переход от одного вида деятельности к другому и выполнение их с наименьшей затратой энергии.

Поэтому необходимо строго придерживаться определенного времени подъема и отхода ко сну, приготовления домашних заданий, приемов пищи, т.е. следовать определенному, установленному режиму дня. Этому основному положению должны быть подчинены все элементы режима.

Неправильное чередование различных видов деятельности, сокращение продолжительности ночного сна, сокращение времени отдыха на свежем воздухе, нерациональное питание приводит к быстрой истощаемости центральной нервной системы, снижает работоспособность, что часто оказывается причиной плохой успеваемости ребенка.

Правильно организованный режим дня школьника предусматривает: 

1.Правильное чередование труда и отдыха. 

2.Регулярный прием пищи. 

3.Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну. 

 4.Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур. 

5.Определенное время для приготовления домашних заданий. 

6.Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на свежем воздухе. 

Готовность первоклассника к школе 

Начало новой деятельности – обучения – требует от ребенка более высокого уровня развития и организации психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), а также более высокой способности управлять своим поведением.

По данным физиологов, кора больших полушарий мозга человека достигает необходимой для этого зрелости к семи годам. И, как правило, дети сами к этому возрасту начинают проявлять интерес к учебе и у них всё получается, даже если раньше они не хотели заниматься с родителями или посещать развивающие группы. Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.

Однако специфически отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не сформированы до конца (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12–14 годам, а по некоторым данным — лишь к 21 году). Это проявляется в том, что первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, внимание их слабоорганизовано, неустойчиво, они обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Моторные навыки, мелкие движения рук еще несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и прочим. У первоклассников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни, но ему пока недоступны логическая и смысловая обработка материала. Для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал, действия «в уме» даются ученикам первых классов с трудом. Поведение первоклассников отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

Важно понимать, что ребенок учится управлять собой и своими мыслительными процессами постепенно, нуждается в развитии. Известный отечественный психолог Л.И. Божович писала по этому поводу: «Ни один учитель никогда не потребует от школьников решения таких арифметических задач, решению которых он предварительно их не научил. Но многие учителя требуют от учащихся организованности, прилежания, ответственности, аккуратности и пр., и в то же время не заботятся о том, чтобы предварительно дать детям соответствующие умения и навыки и воспитать у них соответствующие привычки».

Кроме того, на психофизиологическое состояние ребенка в этот период влияет изменение режима дня, увеличение нагрузки на зрение и позвоночник, мелкие мышцы руки, недостаточность двигательной активности (поэтому в этот период очень важны занятия спортом, прогулки на свежем воздухе, игры, во время которых ребенок может свободно двигаться).

Также следует учитывать индивидуальные особенности именно вашего ребенка и не сравнивать его с другими детьми или с собой – ведь родители, а тем более бабушки и дедушки учились при совершенно других условиях, когда мир не был столь динамичным и информационно насыщенным. 

ПРАВО НА ОШИБКУ 

Родителям первоклассника следует четко усвоить: ваш ребенок будет допускать ошибки, он не может их не совершать, ведь он только начинает обучение. 

Задача родителей в этот период – встать на сторону ребенка в борьбе против трудностей. Помочь ему увидеть ошибки и исправить их, не превратившись в то же время в злобного надсмотрщика.

В силу своего развития, первоклассник не способен оценить результаты своей работы. Он оценивает свои старания, приложенные усилия. Если малыш старался, то все, что он сделал, пусть даже с ошибками, которых он сам еще не замечает, ему нравится. Если его оценка совпадает с вашей — все в порядке. Если же ему нравится, а вам нет, то ребенок выбирает один из двух выходов: либо не замечает вашей оценки, чтобы сохранить себя, либо признает неудачу, и это ранит его. Заметьте: именно по этой причине в первом классе не выставляются отметки ни в тетрадях, ни в журналах.

Боязнь ошибки ограничивает деятельность ребенка – он не пробует, не экспериментирует, не анализирует, не сопоставляет. При ответе на вопрос или решении задачи он только мучительно вспоминает, что написано в учебнике, говорил учитель или мама.

Родителям важно не уличить ребенка в незнании, а помочь ему научиться, сохранить у первоклассника желание познавать. В то же время ребенку важно, чтобы дома его любили, понимали, защищали. Если ребенок старается в школе, но что-то не получается, а мама-папа ругают, учительница сердится? Это приведет к стрессу и, как следствие, снижению иммунитета.

Что бы ребенок ни натворил, как бы сильно вас ни огорчил — не отталкивайте его. Это важно для его здоровья, и физического, и психического.

Ребенок - подросток 

Родители подростков – детей в возрасте 12-17 лет – сталкиваются с целым рядом сложностей в воспитании и общении со своим ребенком. Нередко «проблемы», на самом деле, оказываются особенностями возрастного развития. Ниже мы рассмотрим некоторые популярные вопросы, с которыми родители обращаются к детскому психологу. 

 - Мой ребенок ничем не интересуется. 

В зависимости от возраста, интересы ребенка направлены в ту или иную сторону, выражаются в разной форме, и чтобы утверждать, что ребенок ничем не интересуется, необходимо прежде всего выяснить: может быть, Вы просто не понимаете его интересов?

Так, у детей 12-14 лет резко возрастает познавательная активность и любознательность, возникают познавательные интересы. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира, и даже такие, казалось бы, неоднозначные темы как инопланетяне, ведьмы и гороскопы.

Обратим внимание также на поверхностность, разбросанность этих проявлений любознательности, а также на практически полное отсутствие их связи со школьной программой.

Интересы во многом обслуживают потребность в общении со сверстниками: общие увлечения дают повод для общения. В значительной части случаев подросток интересуется тем, чем интересуются его друзья, и если хочет войти в какую-то компанию, подружиться с кем-нибудь, то начинает действительно интересоваться тем, что интересно этой компании.

Школа, учение закономерно отходят на второй план. Это важный и необходимый этап развития. Однако подобное снижение значимости учения у ребенка требует от взрослых особого к нему внимания (внимания, а не контроля!)

Значение интересов в подростковом возрасте чрезвычайно велико. По их содержанию во многом можно судить о развитии личности ребенка.

Причины устойчивого и полного отсутствия интересов у подростка кроются часто в отсутствии каких-либо ярких увлечений у окружающих взрослых. Отрицательно может повлиять и их чрезмерная активность, направленная на развитие какого-либо интереса у школьника.

Редко у какого подростка после 14 лет начинает активно формироваться интерес к своей будущей профессии. Родители должны целенаправленно и систематично создавать условия, чтобы подросток мог ознакомиться с разными профессиями и профессионалами, только так начинает складываться картина профессионального самоопределения.

- Мой ребенок слишком большое значение придает своей внешности.

Внешность — чрезвычайно значимая часть Я — всегда открыта для оценки со стороны окружающих, и подросток постоянно ждет с их стороны отрицательной оценки. С этим связана, кстати, особая подростковая застенчивость или агрессия. Ведь сравнение себя с другими — основной механизм развития самооценки подростка, и в этот период он особенно значим и силен. Запретить смотреть в зеркало или утверждать, что с возрастом пройдёт, значит отмахнуться от проблемы подростка. Надо принять активное участие в исследовании особенностей внешности вместе с подростком, в разумных пределах поэкспериментировать (длина и цвет причёски, непривычная для родителей одежда и т.д.). Не воевать и запрещать, а помочь с выбором стиля на ближайший год. У подростков всё быстро меняется, а лето, например, очень удобное для этого время. Высмеивать, запрещать и не обращать внимания — приведёт к обратному эффекту, будет делать наперекор родителям и так как у других подростков.

- Нужно ли говорить с ребенком на «эту тему»?

В подростковом возрасте начинается половое созревание человека. Известно, что этот период у девушек и юношей совпадает лишь частично (как правило, 12–16 лет у девушек и 13–17 лет у юношей).

В этот период в организме подростка происходят важные изменения. Ребенок как бы заново знакомится с собой.

Возникают первые половые влечения (часто неосознанные), новые переживания, потребности и интересы. Возникает желание любить и быть любимым, появляется особый новый интерес к этой сфере человеческих отношений.

Несомненно, что именно для подростков половые проблемы приобретают особую остроту. Поэтому в это время особенно важно, чтобы родители разговаривали со своими детьми на эту тему.

Нередко именно поведение взрослых, их нежелание понимать закономерность происходящего с детьми рождает глубокие, серьезные переживания у подростков, создает основу для их конфликтов со взрослыми.

Мы рекомендуем вам прочитать несколько книг, которые помогут вам глубже понять своего ребенка и помочь ему правильно пережить это непростое время:

1. Евгений Кащенко, Анна Котенёва "Половое воспитание детей и подростков". Познавательное пособие для родителей. 

2. Дебра Хаффнер "От пелёнок до первых свиданий". Изд-во РАМА. Что нужно знать родителям о сексуальном развитии своих детей. 

- Мой ребенок слабовольный.

Волевое поведение предполагает целенаправленность, самоконтроль поведения, возможность воздерживаться в случае необходимости от тех или иных действий, то есть овладение собственным поведением.

Неорганизованность, действие по наиболее сильному мотиву, сравнительно легкий отказ от достижения поставленной цели вопреки ее объективной значимости — все это входит в качестве неотъемлемой части в портрет типичного подростка. Сами 13–14-летние школьники зачастую очень озабочены тем, что не умеют владеть собственным поведением.

Умение владеть собой, своим поведением ценится подростком, а отсутствие необходимых качеств вызывает у него беспокойство.

Для подростка характерна «не слабость воли, а слабость цели». 

Другими словами, подросток уже имеет возможности, обеспечивающие овладение своим поведением ради определенной цели, но еще не имеет цели такой значимости, ради которой следовало бы это осуществлять. Цели, которые он ставит перед собой, часто не имеют личностного смысла, ситуативны, заимствованы.

Кроме того, для подростка еще очень важна эмоциональная значимость цели. У подростков сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, блокируют разумное решение.

Необходимо учитывать, что подросток может слушать и соглашаться с родителями, но не понимать, как это сделать практически, хотя на словах всё понятно. Правильно, когда первые действия по осуществлению цели с ним делает кто-то из значимых для него взрослых. Одновременно это придаёт уверенности ему в процессе.

- Мой ребенок не задумывается, какие последствия повлекут его действия. 

Подростки не умеют предвидеть те последствия поступка, которые зависят не от объективных обстоятельств, а от их собственного психологического или даже физического состояния. Школьника следует специально обучать умению представлять себе, как он будет себя чувствовать в дальнейшем, через определенное время. Научить учитывать последствия совершенных и несовершенных поступков для себя и других, пользоваться эмоциональным предвосхищением будущего при выполнении конкретных дел (например, представить собственные переживания при ответе невыученного урока). Это для него очень трудно. Часто бывает так, что причинно-следственные связи в социальной сфере у подростков ещё не сформированы (нет опыта), а словам взрослых уже нет доверия (Я сам всё знаю!) и тогда они совершают нелепые поступки, которые и сами потом не могут объяснить. Разговаривать в таких случаях нужно аргументами, которые и Вы и он будут подбирать при прогнозировании результата, и точно не в форме монолога родителя. Третья Ваша фраза будет и последней, которую услышит подросток.

- Мой ребенок слишком эмоционален – бурно на всё реагирует, не сдерживает себя.

Подростки имеют повышенную потребность в эмоциональном насыщении, «жажду ощущений», причем новых и сильных, с чем бывают связаны весьма рискованные формы поведения, любовь к громкой, бьющей по нервам музыке и первое знакомство с алкоголем и наркотиками (всем родителям это не нравится, но наши дети живут в нашем мире).

Подростки бурно и непосредственно выражают свои эмоции, они часто не могут сдерживать радость, гнев, замешательство. Особенностью их эмоционального реагирования является, и сравнительная легкость возникновения переживания, эмоциональной напряженности, психологического стресса.

Эффективность обучения подростка овладению своими эмоциональными состояниями, способам профилактики эмоциональной напряженности во многом зависит от особенностей его отношения к себе. Завышенная или заниженная самооценка, конфликтные типы самооценок существенно ухудшают эмоциональное самочувствие школьника и создают барьеры для необходимых изменений. В таких случаях детские психологи начинают работу с изменениями отношения школьника к себе, улучшения и укрепления его самооценки.