Назад к списку

Готовность первоклассника к школе 

Начало новой деятельности – обучения – требует от ребенка более высокого уровня развития и организации психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), а также более высокой способности управлять своим поведением.

По данным физиологов, кора больших полушарий мозга человека достигает необходимой для этого зрелости к семи годам. И, как правило, дети сами к этому возрасту начинают проявлять интерес к учебе и у них всё получается, даже если раньше они не хотели заниматься с родителями или посещать развивающие группы. Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.

Однако специфически отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не сформированы до конца (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12–14 годам, а по некоторым данным — лишь к 21 году). Это проявляется в том, что первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, внимание их слабоорганизовано, неустойчиво, они обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Моторные навыки, мелкие движения рук еще несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и прочим. У первоклассников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни, но ему пока недоступны логическая и смысловая обработка материала. Для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал, действия «в уме» даются ученикам первых классов с трудом. Поведение первоклассников отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

Важно понимать, что ребенок учится управлять собой и своими мыслительными процессами постепенно, нуждается в развитии. Известный отечественный психолог Л.И. Божович писала по этому поводу: «Ни один учитель никогда не потребует от школьников решения таких арифметических задач, решению которых он предварительно их не научил. Но многие учителя требуют от учащихся организованности, прилежания, ответственности, аккуратности и пр., и в то же время не заботятся о том, чтобы предварительно дать детям соответствующие умения и навыки и воспитать у них соответствующие привычки».

Кроме того, на психофизиологическое состояние ребенка в этот период влияет изменение режима дня, увеличение нагрузки на зрение и позвоночник, мелкие мышцы руки, недостаточность двигательной активности (поэтому в этот период очень важны занятия спортом, прогулки на свежем воздухе, игры, во время которых ребенок может свободно двигаться).

Также следует учитывать индивидуальные особенности именно вашего ребенка и не сравнивать его с другими детьми или с собой – ведь родители, а тем более бабушки и дедушки учились при совершенно других условиях, когда мир не был столь динамичным и информационно насыщенным.