Назад к списку

Ребенок - подросток 

Родители подростков – детей в возрасте 12-17 лет – сталкиваются с целым рядом сложностей в воспитании и общении со своим ребенком. Нередко «проблемы», на самом деле, оказываются особенностями возрастного развития. Ниже мы рассмотрим некоторые популярные вопросы, с которыми родители обращаются к детскому психологу. 

 - Мой ребенок ничем не интересуется. 

В зависимости от возраста, интересы ребенка направлены в ту или иную сторону, выражаются в разной форме, и чтобы утверждать, что ребенок ничем не интересуется, необходимо прежде всего выяснить: может быть, Вы просто не понимаете его интересов?

Так, у детей 12-14 лет резко возрастает познавательная активность и любознательность, возникают познавательные интересы. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира, и даже такие, казалось бы, неоднозначные темы как инопланетяне, ведьмы и гороскопы.

Обратим внимание также на поверхностность, разбросанность этих проявлений любознательности, а также на практически полное отсутствие их связи со школьной программой.

Интересы во многом обслуживают потребность в общении со сверстниками: общие увлечения дают повод для общения. В значительной части случаев подросток интересуется тем, чем интересуются его друзья, и если хочет войти в какую-то компанию, подружиться с кем-нибудь, то начинает действительно интересоваться тем, что интересно этой компании.

Школа, учение закономерно отходят на второй план. Это важный и необходимый этап развития. Однако подобное снижение значимости учения у ребенка требует от взрослых особого к нему внимания (внимания, а не контроля!)

Значение интересов в подростковом возрасте чрезвычайно велико. По их содержанию во многом можно судить о развитии личности ребенка.

Причины устойчивого и полного отсутствия интересов у подростка кроются часто в отсутствии каких-либо ярких увлечений у окружающих взрослых. Отрицательно может повлиять и их чрезмерная активность, направленная на развитие какого-либо интереса у школьника.

Редко у какого подростка после 14 лет начинает активно формироваться интерес к своей будущей профессии. Родители должны целенаправленно и систематично создавать условия, чтобы подросток мог ознакомиться с разными профессиями и профессионалами, только так начинает складываться картина профессионального самоопределения.

- Мой ребенок слишком большое значение придает своей внешности.

Внешность — чрезвычайно значимая часть Я — всегда открыта для оценки со стороны окружающих, и подросток постоянно ждет с их стороны отрицательной оценки. С этим связана, кстати, особая подростковая застенчивость или агрессия. Ведь сравнение себя с другими — основной механизм развития самооценки подростка, и в этот период он особенно значим и силен. Запретить смотреть в зеркало или утверждать, что с возрастом пройдёт, значит отмахнуться от проблемы подростка. Надо принять активное участие в исследовании особенностей внешности вместе с подростком, в разумных пределах поэкспериментировать (длина и цвет причёски, непривычная для родителей одежда и т.д.). Не воевать и запрещать, а помочь с выбором стиля на ближайший год. У подростков всё быстро меняется, а лето, например, очень удобное для этого время. Высмеивать, запрещать и не обращать внимания — приведёт к обратному эффекту, будет делать наперекор родителям и так как у других подростков.

- Нужно ли говорить с ребенком на «эту тему»?

В подростковом возрасте начинается половое созревание человека. Известно, что этот период у девушек и юношей совпадает лишь частично (как правило, 12–16 лет у девушек и 13–17 лет у юношей).

В этот период в организме подростка происходят важные изменения. Ребенок как бы заново знакомится с собой.

Возникают первые половые влечения (часто неосознанные), новые переживания, потребности и интересы. Возникает желание любить и быть любимым, появляется особый новый интерес к этой сфере человеческих отношений.

Несомненно, что именно для подростков половые проблемы приобретают особую остроту. Поэтому в это время особенно важно, чтобы родители разговаривали со своими детьми на эту тему.

Нередко именно поведение взрослых, их нежелание понимать закономерность происходящего с детьми рождает глубокие, серьезные переживания у подростков, создает основу для их конфликтов со взрослыми.

Мы рекомендуем вам прочитать несколько книг, которые помогут вам глубже понять своего ребенка и помочь ему правильно пережить это непростое время:

1. Евгений Кащенко, Анна Котенёва "Половое воспитание детей и подростков". Познавательное пособие для родителей. 

2. Дебра Хаффнер "От пелёнок до первых свиданий". Изд-во РАМА. Что нужно знать родителям о сексуальном развитии своих детей. 

- Мой ребенок слабовольный.

Волевое поведение предполагает целенаправленность, самоконтроль поведения, возможность воздерживаться в случае необходимости от тех или иных действий, то есть овладение собственным поведением.

Неорганизованность, действие по наиболее сильному мотиву, сравнительно легкий отказ от достижения поставленной цели вопреки ее объективной значимости — все это входит в качестве неотъемлемой части в портрет типичного подростка. Сами 13–14-летние школьники зачастую очень озабочены тем, что не умеют владеть собственным поведением.

Умение владеть собой, своим поведением ценится подростком, а отсутствие необходимых качеств вызывает у него беспокойство.

Для подростка характерна «не слабость воли, а слабость цели». 

Другими словами, подросток уже имеет возможности, обеспечивающие овладение своим поведением ради определенной цели, но еще не имеет цели такой значимости, ради которой следовало бы это осуществлять. Цели, которые он ставит перед собой, часто не имеют личностного смысла, ситуативны, заимствованы.

Кроме того, для подростка еще очень важна эмоциональная значимость цели. У подростков сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, блокируют разумное решение.

Необходимо учитывать, что подросток может слушать и соглашаться с родителями, но не понимать, как это сделать практически, хотя на словах всё понятно. Правильно, когда первые действия по осуществлению цели с ним делает кто-то из значимых для него взрослых. Одновременно это придаёт уверенности ему в процессе.

- Мой ребенок не задумывается, какие последствия повлекут его действия. 

Подростки не умеют предвидеть те последствия поступка, которые зависят не от объективных обстоятельств, а от их собственного психологического или даже физического состояния. Школьника следует специально обучать умению представлять себе, как он будет себя чувствовать в дальнейшем, через определенное время. Научить учитывать последствия совершенных и несовершенных поступков для себя и других, пользоваться эмоциональным предвосхищением будущего при выполнении конкретных дел (например, представить собственные переживания при ответе невыученного урока). Это для него очень трудно. Часто бывает так, что причинно-следственные связи в социальной сфере у подростков ещё не сформированы (нет опыта), а словам взрослых уже нет доверия (Я сам всё знаю!) и тогда они совершают нелепые поступки, которые и сами потом не могут объяснить. Разговаривать в таких случаях нужно аргументами, которые и Вы и он будут подбирать при прогнозировании результата, и точно не в форме монолога родителя. Третья Ваша фраза будет и последней, которую услышит подросток.

- Мой ребенок слишком эмоционален – бурно на всё реагирует, не сдерживает себя.

Подростки имеют повышенную потребность в эмоциональном насыщении, «жажду ощущений», причем новых и сильных, с чем бывают связаны весьма рискованные формы поведения, любовь к громкой, бьющей по нервам музыке и первое знакомство с алкоголем и наркотиками (всем родителям это не нравится, но наши дети живут в нашем мире).

Подростки бурно и непосредственно выражают свои эмоции, они часто не могут сдерживать радость, гнев, замешательство. Особенностью их эмоционального реагирования является, и сравнительная легкость возникновения переживания, эмоциональной напряженности, психологического стресса.

Эффективность обучения подростка овладению своими эмоциональными состояниями, способам профилактики эмоциональной напряженности во многом зависит от особенностей его отношения к себе. Завышенная или заниженная самооценка, конфликтные типы самооценок существенно ухудшают эмоциональное самочувствие школьника и создают барьеры для необходимых изменений. В таких случаях детские психологи начинают работу с изменениями отношения школьника к себе, улучшения и укрепления его самооценки.